Церковь основана жителями Малого Буялыка в 1805-м году, спустя четыре года со времени появления самого села. Она была освещена 11 сентября в честь Иоанна Крестителя. Это имя было дано в память о храме, оставленном на родине в Румелии. Первым священником стал Петр Попандопуло, также служивший в оставленном храме и выведший своих односельчан из под турецкого ига на новое место. Таким образом осталось прежним название села, название храма, остался прежним священник и, конечно, сами прихожане. Все это должно было послужить скорейшему обустройству и укоренению людей на новом месте.

   На строительство храма были выделены казенные средства. Службы велись на греческом языке. В дальнейшем священники рукополагались уже Русской Православной церковью.

   Значение церкви в жизни села трудно переоценить. Ею были благословлены и освещены все важнейшие события жизни каждого отдельного человека. Служителями четко фиксировалась вся информация по обрядам крещения, бракосочетания и отпевания, ведя таким образом статистический учет. Сохранялись традиции больших и малых христианских праздников, которых было довольно много и которые давали как отдохновение от нелегкого повседневного труда, так и вдохновение для дальнейшей жизни. Участие в богослужениях и обрядах крепко сплачивало и роднило людей между собой. Весь народ жил как одна большая семья.

    По церковным книгам можно восстановить имена всех священников и дьяконов церкви, а также членов их семей вплоть до 1917 года. Последним в этом списке был священник Антоний Артасевич, добрую память о котором до сих пор хранят некоторые старожилы. Вблизи задней стены храма сохранилась его могила, отмеченная железным крестом. Надписей на кресте нет. Очевидцы вспоминают еще о двух, находящихся рядом могилах, которые не сохранились.

    После революции церковь начала подвергаться репрессиям. Сначала верующие люди лишались права голоса в сельском совете, становясь таким образом изгоями среди своего народа. Затем активное участие в церковной жизни рассматривалось уже как антигосударственная деятельность и заканчивалось "раскулачкой" и ссылкой. 

    Однако закрыть церковь власти осмелились только перед началом войны. Некоторое время там был склад.

    В боях за оборону Одессы советская артиллерия вела прицельный огонь по зданию церкви, стремясь уничтожить наблюдательный пункт врага. Было одно прямое попадание и незначительные разрушения.

    Оккупировавшие село румыны сразу приступили к восстановлению здания. Работы выполняло местное население. Вскоре храм начал действовать. Для украшения храма люди приносили свои иконы и другие вещи. С тех пор храм действует непрерывно по сей день.

    Действующая церковь была большой редкостью в советские годы. Ее наличие вовсе не было случайностью, а говорило о приверженности местного населения к христианским традициям. Детей крестили все, даже члены партии. Многие венчались. Умерших отпевали. Традиции некоторых христианских праздников сохранялись в семейном кругу. На Пасху в храм приходили все.

    Церковь посещали не только местные жители, но и жители соседних сел и Одессы. Даже сегодня, когда в городе открылось множество церквей, многие горожане приезжают именно сюда, отмечая особую благодать этого места.

   Что касается старого кладбища, то оно было практически полностью уничтожено. Забор, которым было обнесено кладбище пошел на строительство стадиона. Использовались также и каменные могильные кресты. Однако сегодня при содействии греческой общины оно взято под охрану и началось его восстановление.